TIWANAKU

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ

 

1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ

 

ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС

 

2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ

 

3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА

 

4. ПИРАМИДА АКАПАНА

 

5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ

 

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ

 

6. КЕРИКАЛА

 

7. ХРАМ ПУТУНИ

 

8. ВРАТА СОЛНЦА

 

АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА

 

9. ВРАТА ЛУНЫ

 

10. ПУМА-ПУНКУ

 

ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

Попытки найти ответы.

Тео­рия палеоконтакта.

Одним из пер­вых идею о посе­ще­нии Земли ино­пла­нет­ными аст­ро­нав­тами, кото­рые оста­вили пер­во­быт­ному чело­ве­че­ству тех­ни­че­ские, мате­ма­ти­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния, выска­зал Эрих фон Дэни­кен.

Эту идею также раз­ви­вал Заха­рия Сит­чин. Он, как и Эрих фон эни­кен, иссле­до­вал древ­ние тек­сты, мифы и легенды, мате­ри­аль­ные сви­де­тель­ства, а также работы исто­ри­ков и, в част­но­сти, архео­ло­гов. В резуль­тате он выдви­нул свою гипо­тезу палео­кон­такта, кото­рая вос­при­ни­ма­ется как очень строй­ная, дока­зан­ная и мно­гое объ­яс­ня­ю­щая. Тео­рия очень убе­ди­тельна в основе своей. Но сму­щает кон­крет­ность пер­со­на­жей и собы­тий, кото­рая больше соот­вет­ствует фан­та­сти­че­скому роману, т.е. вымыслу, если, конечно, не счи­тать, что эти све­де­ния автор полу­чил из кос­ми­че­ского инфор­ма­ци­он­ного поля. По З. Сит­чину, жители пла­неты Нибиру при­ле­тают в кос­ми­че­ском корабле на Землю, тво­рят по сво­ему образу и подо­бию людей для того, чтобы те добы­вали для них полез­ные иско­па­е­мые. Попутно созда­ются циви­ли­за­ции, с кото­рыми при­шельцы делятся сво­ими зна­ни­ями и технологиями.

Что каса­ется Тиа­у­а­нако, то З. Сит­чин счи­тал его одним из цен­тров добычи вна­чале золота, а затем олова и меди, а пира­миду Ака­пану – заво­дом, изго­тав­ли­ва­ю­щим бронзу. К этой мысли, несо­мненно, его при­вело убеж­де­ние А. Познан­ски в том, что тун­нели и ниши, выры­тые в Аль­ти­плано, – это «остатки древ­них метал­лур­ги­че­ских работ, кото­рые велись здесь задолго до испан­цев» «в дале­кие вре­мена разум­ной и пред­при­им­чи­вой расой». И добы­вали и про­из­во­дили здесь золото и бронзу. З. Сит­чин пишет:

«Най­ден­ные в рай­оне Тиа­у­а­наку золо­тые и брон­зо­вые арте­факты не остав­ляют сомне­ний в том, что золото здесь появи­лось раньше бронзы (то есть олова). Познан­ски настой­чиво свя­зы­вал бронзу с тре­тьим пери­о­дом исто­рии Тиа­у­а­наку и демон­стри­ро­вал при­меры, когда брон­зо­вые скобы исполь­зо­ва­лись для ремонта объ­ек­тов, остав­шихся от «золо­того века».

А. Элфорд в своей книге «Боги нового тыся­че­ле­тия» по сути повто­ряет аргу­мен­та­цию и сюжеты З. Сит­чина с неко­то­рыми раз­ли­чи­ями в трак­тов­ках. Он счи­тает, что Тиа­у­а­нако был построен для богов с пла­неты Нибиру при­бли­зи­тельно в 4050 г. до н.э. «Его стро­или очень высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные рабочие-негры под руко­вод­ством индо­ев­ро­пей­цев. Тиа­у­а­нако был глав­ным цен­тром по про­из­вод­ству бронзы. Богом, кото­рый управ­лял Тиа­у­а­нако, был Ишкур. Его символ-трезубец изоб­ра­жен на склоне горы в Пара­касе непо­да­леку от Наски». Вскоре Тиа­у­а­нако был раз­ру­шен все­мир­ным пото­пом, вызван­ным опас­ным сбли­же­нием с Зем­лей пла­неты Нибиру. «После потопа боги вновь отстро­или Тиа­у­а­нако. Про­из­вод­ство в Тиа­у­а­нако было закрыто в 2200 году до РХ, при­мерно в то самое время, когда Месо­по­та­мии угро­жал Мар­дук». То есть, как я поняла, метал­лур­ги­че­ское про­из­вод­ство было пре­кра­щено из-за войны богов.

Кон­цеп­ция У. Сал­ли­вана.

У. Сал­ли­ван построил свою очень изящ­ную кон­цеп­цию циви­ли­за­ции Тиа­у­а­нако, оста­вив за рам­ками про­блему палео­кон­такта и, в част­но­сти, иден­ти­фи­ка­цию выс­ших сил, кото­рые вли­яли на Тиа­у­а­нако. Он назы­вает их так, как они были названы изна­чально индей­цами в леген­дах, а затем инками, т.е. име­нами богов. У. Сал­ли­ван не зада­ется вопро­сом о том, что полу­чили от Земли выс­шие силы, каковы были их мотивы, но рас­ска­зы­вает, какой бес­цен­ный дар они пре­под­несли анд­цами. Этот дар – тиа­у­а­на­кан­ская циви­ли­за­ция, бази­ру­ю­ща­яся на про­цве­та­ю­щем сель­ском хозяй­стве, с систе­мой орга­ни­за­ции обще­ства, кото­рая была спо­собна вести это сель­ское хозяй­ство, и анд­ской рели­гией, кото­рая была осно­вой этого обще­ства. Тиа­у­а­на­кан­ская циви­ли­за­ция обес­пе­чила бла­го­ден­ствие и мир­ную жизнь для объ­еди­нен­ных ею пле­мен в тече­ние столетий.

У. Сал­ли­ван отмечает:

«Чтобы жить исклю­чи­тельно коче­вым ско­то­вод­ством на высо­ко­гор­ной пуне, не было доста­точ­ного коли­че­ства про­пи­та­ния. Жить охо­той и при­ми­тив­ным зем­ле­де­лием в доли­нах наго­рья зна­чило, в луч­шем слу­чае, уце­леть. Подсечно-огневой образ жизни в мон­та­нье без реч­ных ресур­сов бас­сейна Ама­зонки пред­по­ла­гал уеди­нен­ную полу­ко­че­вую жизнь мел­кими изо­ли­ро­ван­ными груп­пами».

«Эти пер­спек­тивы резко изме­ни­лись около 200 года до н.э., когда в жизнь Анд ворвался твор­че­ский импульс огром­ной силы». В Андах начали воз­ни­кать и доста­точно быстро так назы­ва­е­мые «вер­ти­каль­ные архи­пе­лаги» – «соеди­не­ние пуны, высо­ко­гор­ных пахот­ных долин и мон­та­ньи в еди­ные вза­и­мо­за­ви­си­мые системы, спо­соб­ные дать про­пи­та­ние круп­ным общи­нам» – алью. Вер­ти­каль­ные архи­пе­лаги, про­сти­рав­ши­еся часто на 60 км или более сверху донизу, поз­во­ляли скап­ли­ваться боль­шой массе людей, кото­рые могли выпол­нять огром­ную работу по стро­и­тель­ству тер­рас и оро­ше­нию в Андах.

Раз­ва­лины кре­по­сти Писак (при­мерно в 25 км к востоку от Куско), окру­жен­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ными террасами. фото zug55

Пре­тво­ре­нию про­екта вер­ти­каль­ных архи­пела­гов пред­ше­ство­вали зем­ле­дель­че­ские экс­пе­ри­менты, кото­рые про­во­ди­лись в тече­ние при­бли­зи­тельно четы­рех веков в бас­сейне озера Тити­кака. У. Сал­ли­ван пишет:

«Нача­тые не ранее, чем в 600 году до н.э., эти экс­пе­ри­менты по ирри­га­ции на широ­ком про­стран­стве плато вокруг озера Тити­кака создали осо­бую систему под­ня­тых насы­пей, недавно обна­ру­жен­ных на фото­гра­фиях со спутников.

В этой системе вода, посту­па­ю­щая из озера, хра­ни­лась посто­янно в кана­вах между насы­пями. В жар­кое время суток засе­ян­ные на насы­пях зер­но­вые куль­туры могли испа­рять воду, а в холод­ные ночи вода воз­вра­щала тепло сол­неч­ного дня, предот­вра­щая повре­жде­ние рас­те­ний, от холода. В кана­вах раз­во­ди­лась рыба, обес­пе­чи­вая пита­тель­ный белок, а также удоб­ре­ния для зер­но­вых куль­тур. По оцен­кам, между 200 годом до н.э. и 600 годом н.э. под такой фор­мой зем­ле­де­лия было занято порядка трех сотен квад­рат­ных миль земли. Сего­дня этот метод сель­ского хозяй­ства внед­ря­ется заново, потому что он дает более высо­кие уро­жаи, чем земли с хими­че­скими удоб­ре­ни­ями».

«В этом бле­стя­щем син­тезе», по сло­вам У. Сал­ли­вана, все непре­одо­ли­мые пре­пят­ствия для успеш­ного зем­ле­де­лия при­род­ных усло­вий Анд – цепи высо­ких гор, изо­ли­ро­ван­ные долины, скуд­ная пахот­ная земля и раз­роз­нен­ные суро­вые эко­си­стемы – «стало акти­вом, осно­вой новой циви­ли­за­ции». При этом «топо­гра­фия, порож­дав­шая раз­де­ле­ние и дефи­цит», была пре­об­ра­зо­вана в среду оби­та­ния, «исто­чав­шую впредь доста­ток и бес­кон­фликт­ность».

В анд­ской мифо­ло­гии, по мне­нию У. Сал­ли­вана, сотво­ре­ние тиа­у­а­на­кан­ской циви­ли­за­ции соот­вет­ствует «сотво­ре­нию мира богом-творцом в чело­ве­че­ском облике – Виракочей»:

«Тра­ди­ция поме­щает это собы­тие в район озера Тити­кака… Давным-давно, в самом начале исто­рии, мир был во мгле. Затем в ноч­ной тиши над тем­ными водами озера Тити­кака Вира­коча создал солнце, луну и звезды и пове­лел им всхо­дить над чер­но­ка­мен­ным уте­сом, высту­па­ю­щим из озера ост­ро­вом, назы­вав­шимся Тити­ка­кой, а сего­дня – Ост­ро­вом Солнца. Затем, согласно мифу, Вира­коча создал все пле­мена Анд – каж­дое с его осо­быми одеж­дами, язы­ком, обы­ча­ями – и пове­лел каж­дому выйти из пещер, уще­лий и ство­лов дере­вьев к цен­трам соот­вет­ству­ю­щих каж­дому пле­мени мест обитания.

В своих раз­ных вер­сиях этот миф состав­ляет хар­тию анд­ской циви­ли­за­ции. В нем зало­жен обще­ствен­ный дого­вор, кото­рый под­дер­жи­вал ее един­ство. Хотя, как при­зна­ва­лось, пле­мена имели раз­ные языки, обы­чаи и одежды, каж­дое из них, тем не менее, было свя­зано с дру­гими как тво­ре­ни­ями общего бога Вира­кочи. Каж­дое племя обла­дало ста­ту­эт­кой сво­его родо­вого тотема, или уакой, отме­чав­шей – как опи­сано в мифе – сотво­ре­ние Вира­ко­чей пле­мен­ного тотема-первопредка… Факт вла­де­ния пле­мен­ными зем­лями закреп­лялся при­над­леж­но­стью каж­дой группы к сво­ему осо­бому месту воз­ник­но­ве­ния – пещере, источ­нику и так далее, назы­ва­е­мому пака­рина, бук­вально – «место появ­ле­ния». Пест­рое раз­но­об­ра­зие пле­мен пред­став­ля­лось, таким обра­зом, беру­щим начало от осно­во­по­ла­га­ю­щего прин­ципа един­ства. Вот почему в столь мно­го­чис­лен­ных вер­сиях мифа Вира­коча обра­ща­ется к наро­дам «с боль­шой доб­ро­той, убеж­дает их посту­пать по добру и не при­чи­нять друг другу зла или ущерба, любить всех и быть ко всему мило­серд­ными».

«Мифы людей Уаро­чири в цен­траль­ных Андах… под­твер­ждают, что в «самые неза­па­мят­ные вре­мена» именно Вира­коча при­шел и пока­зал людям, как созда­вать земель­ные тер­расы и стро­ить ирри­га­ци­он­ную систему».

Конец эпохи Тиа­у­а­нако, по мне­нию У. Сал­ли­вана, был отме­чен в индей­ской легенде о ламе, рас­ска­зав­шей сво­ему хозя­ину о при­бли­же­нии потопа. Эта легенда отра­жает поло­же­ние звезд на небе в 650 г. н.э., когда «Млеч­ный Путь пре­кра­тил вос­хо­дить гели­а­ки­че­ски в июнь­ское солн­це­сто­я­ние (по юли­ан­скому кален­дарю 19 июня), впер­вые за более чем восемь­сот лет». А по У. Слли­вану «пре­кра­ще­ние его вос­хода в июнь­ское солн­це­сто­я­ние озна­чало конец эры». Потоп У. Сал­ли­ван трак­тует как период «орга­ни­зо­ван­ной войны», кото­рая впер­вые вошла в анд­скую жизнь «в VII сто­ле­тии н.э., с воз­вы­ше­нием вое­ни­зи­ро­ван­ного госу­дар­ства Уари в цен­траль­ных Андах, близ совре­мен­ного Аякучо». В 1000 г. н.э. Тиа­у­а­нако было забро­шено, и «дол­гая мрач­ная эпоха опу­сти­лась на анд­ское кре­стьян­ство».

«Город Тиа­у­а­нако, достиг­ший сво­его поли­ти­че­ского и архи­тек­тур­ного вели­чия около 600 года н.э., явля­ется свя­щен­ным цен­тром Анд, – пишет У. Сал­ли­ван. – Пре­бы­ва­ю­щий ныне в руи­нах, он для Южной Аме­рики озна­чает то же, что Тео­ти­уа­кан для Мек­сики или Сто­ун­хендж для Англии: леген­дар­ное место, талис­ман, проб­ный камень. Именно здесь, согласно мифу, был создан мир, в смысле зало­жен­ных Вира­ко­чей прин­ци­пов инте­гри­ро­ва­ния анд­ской зем­ле­дель­че­ской циви­ли­за­ции».

Тиа­у­а­нако – цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс почи­та­ния звезд­ных предков.

Мое иссле­до­ва­ние Тиа­у­а­нако еще не закон­чено. Еще не опуб­ли­ко­ваны ста­тьи о пира­миде Ака­пане, Пума-Пунку, моно­лите Понсе и моно­лите Монахе и дру­гих скульп­ту­рах. Нет ответа на мно­гие вопросы. Но на неко­то­рые из них я все же могу попы­таться отве­тить и, в част­но­сти, на вопрос, какому культу было посвя­щено Тиа­у­а­нако. Почему-то его обхо­дят сто­ро­ной все из про­чи­тан­ных мной иссле­до­ва­ний, исклю­чая, пожа­луй, «Хро­нику Перу» Педро Сьесы де Леона. Обычно эту тему затме­вают чудеса и тайны Тиа­у­а­нако, и никто не заду­мы­ва­ется о его назначении.

Когда я только начи­нала состав­лять свое пред­став­ле­ние о Тиа­у­а­нако, меня очень зани­мал вопрос о том, почему вер­хов­ный бог Тиа­у­а­нако на Вра­тах Солнца, его спут­ники и бóль­шая часть скульп­тур­ных моно­ли­тов пла­чут. Слез­ный эле­мент – так при­нято назы­вать потоки, исхо­дя­щие из глаз людей и живот­ных на изоб­ра­же­ниях Тиа­у­а­нако. Он стал с опре­де­лен­ного вре­мени знáком этого цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса и госу­дар­ства. И появ­ле­ние его на арте­фак­тах дру­гих царств озна­чает, что эти цар­ства нахо­дятся в сфере вли­я­ния Тиауанако.

Моно­лит Вила­кала (в пере­воде – «крас­ный камень») был раз­бит на две части по гори­зон­тали сразу после того, как его обна­ру­жили. фото khonkhowankane.org

На осно­ва­нии ана­лиза моно­ли­тов Конко-Ванкане – хра­мо­вого ком­плекса, род­ствен­ного Тиа­у­а­нако, я при­шла к заклю­че­нию о том, что слез­ный эле­мент на арте­фак­тах явля­ется атри­бу­том мира усоп­ших. Оно под­твер­дило мое пред­по­ло­же­ние о том, что Врата Солнца вели в храм поми­но­ве­ния усоп­ших, кото­рое я сде­лала на основе изу­че­ния сим­во­лики их фриза (см. «Сим­во­лика Врат Солнца»).

В Тиа­у­а­нако слез­ный эле­мент отсут­ствует у скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, поме­щен­ных в Храме камен­ных голов. Нет его и у скульп­тур­ных голов, най­ден­ных в свя­ти­лище (внут­рен­нем храме) Кала­са­сайи, кото­рое, по мне­нию А. Познан­ски, было постро­ено по образцу Храма камен­ных голов. Но поскольку отно­ше­ние храма к этому культу не вызы­вает сомне­ний, то можно пред­по­ло­жить, что слез­ный эле­мент – атри­бут более позд­них эпох.

Таким обра­зом, можно сде­лать вывод о том, что весь цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс посвя­щен культу поми­но­ве­ния усопших.

Однако пока нет све­де­ний о том, что Тиа­у­а­нако и, в част­но­сти, Ака­пана, явля­ется уакой (гроб­ни­цей) какого-либо вла­сти­теля. Иссле­до­ва­ние тон­неля в холме Ака­паны, хотя оно еще не закон­чено, уже поз­во­ляет заклю­чить, что в пира­миде нет погре­баль­ной камеры. Поэтому мало­ве­ро­ятно, что Тиа­у­а­нако было заду­мано по прин­ципу неко­то­рых сто­лиц побе­ре­жья Анд, кото­рые соче­тали в себе функ­ции места погре­бе­ния вла­сти­теля высо­кого ранга, рели­ги­оз­ного ком­плекса и адми­ни­стра­тив­ного цен­тра государства.

Тем не менее, в Тиа­у­а­нако были места погре­бе­ния, и самое извест­ное – это Путуни, или Дво­рец Сар­ко­фа­гов. Веро­ятно, там хоро­нили жрецов-властителей. Однако, как мне кажется, не это было основ­ным пред­на­зна­че­нием Тиауанако.

Тиа­у­а­нако, как и подоб­ные ему ком­плексы, не пред­став­ляло собой клад­бище в нашем пони­ма­нии. А поми­но­ве­ние усоп­ших в Андах – это не поминки покой­ных в пред­став­ле­нии людей Ста­рого света. Поэтому при­ме­ни­тельно к анд­ской рели­гии сле­дует гово­рить о культе почи­та­ния предков.

С этим куль­том свя­зано и озеро Тити­кака. Оно пред­став­ляет собой вход в «роди­тель­ское море (или озеро)», кото­рое на земле нахо­дится в мире внизу, явля­ю­щемся отра­же­нием мира вверху – земли пред­ков. То есть Тити­кака – это вход в мир внизу. Во мно­гих дерев­нях Анд, по све­де­ниям испан­ских хро­ни­стов, была «частичка мест­ной топо­гра­фии, назы­ва­е­мая «Тити­ка­кой»», и эта область была свя­зана с куль­том предка.

Необ­хо­димо под­черк­нуть, что в слу­чае таких рели­ги­оз­ных цен­тров, как Тиа­у­а­нако и Конко-Ванкане, речь идет о пер­во­перд­ках – т.е. обо­жеств­лен­ных при­шель­цах, кото­рых андцы счи­тали сво­ими пра­щу­рами и их образы вопло­щали в про­из­ве­де­ниях мону­мен­таль­ного искус­ства, в част­но­сти, в скульп­тур­ных монолитах.

Важно, что совре­мен­ные аймар­ские пер­во­свя­щен­ники, как пока­зала исто­рия стелы Бен­нетта, счи­тают моно­литы Тиа­у­а­нако изоб­ра­же­ни­ями своих обо­жеств­лен­ных пред­ков. Так, когда решался вопрос о том, дол­жен ли моно­лит Бен­нетта после рестав­ра­ции остаться в сто­лице Боли­вии Ла-Пасе или быть воз­вра­щен в Тиа­у­а­нако, они потре­бо­вали вер­нуть ста­тую в Тиа­у­а­нако. При этом лидеры айма­ров завили, что воз­вра­ще­нием моно­лита, кото­рый счи­та­ется свя­щен­ным пред­ком и сим­во­лом их индей­ских кор­ней, пра­ви­тель­ство даст аймар­скому народу ком­пен­са­цию за мно­го­чис­лен­ные обиды, нане­сен­ные их расе коло­ни­а­лиз­мом. Общины Лики­лики и Хесус-де-Мачака забо­тятся о руи­нах хра­мо­вого ком­плекса Конко-Ванкане и почи­тают его, как и име­ю­щи­еся в нем моно­литы, кото­рым они покло­ня­ются как своим обо­жеств­лен­ным предкам.

Предки тиа­у­а­на­кан­цев были богами, кото­рые могли летать по воз­духу и, когда один из них уми­рал, его тело в пред­став­ле­нии индей­цев – лета­ю­щий ска­фандр или более круп­ный лета­тель­ный аппа­рат – не было под­вер­жено раз­ло­же­нию. Его заби­рали, или, вер­нее, он отправ­лялся на небо, а затем снова воз­вра­щался на землю. Вскоре или через много лет, но бог воз­вра­щался. (Видимо, так можно объ­яс­нить поло­же­ние анд­ской рели­гии, кото­рое гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти сохра­нять тело умер­шего, чтобы по воз­вра­ще­нии пре­док мог снова быть в нем в мире сей­час, и обы­чай муми­фи­ци­ро­вать тела покойных.)

В какой-то день вер­хов­ный бог – боль­шой корабль, как тот, кото­рый изоб­ра­жает фриз Врат Солнца, не вер­нулся. Экс­пе­ди­ция, до того вре­мени посе­щав­шая Землю регу­лярно, завер­ши­лась. Боги отпра­ви­лись на землю пред­ков, кото­рая лежала там, далеко – среди звезд. Но люди про­дол­жали им покло­няться и ждать их воз­вра­ще­ния, в нашем пони­ма­нии – вос­кре­ше­ния. И для покло­не­ния звезд­ным богам, и для чте­ния их воли, и для вычис­ле­ния даты их нового посе­ще­ния, людям оста­вили обсер­ва­то­рию и научили их аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии. Как видно, воз­вра­ща­лись боги на землю обычно в день зим­него солн­це­сто­я­ния, поэтому празд­ник почи­та­ния пред­ков и устра­и­ва­ется в дан­ное время. Навер­ное, это было свя­зано с их звезд­ными маршрутами.

Почему боги Тиа­у­а­нако посчи­тали важ­ным научить анд­цев аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии? Видимо, они не сомне­ва­лись, что их волю, судьбы людей, стран, кон­ти­нен­тов можно про­честь по звез­дам. То есть боги Тиа­у­а­нако знали, что все это увя­зано. Они хорошо были зна­комы с небес­ной меха­ни­кой. И дей­стви­тельно, есть ощу­ще­ние, что мы живем в искус­ственно создан­ном мире, а наша Сол­неч­ная система про­из­во­дит впе­чат­ле­ния чего-то меха­ни­че­ского – музы­каль­ной шка­тулки, кото­рая управ­ля­ется неви­ди­мым меха­низ­мом, и все в этой шка­тулке ему под­чи­нено – и пла­неты, и Солнце, и люди, и живот­ные. А наша Сол­неч­ная шка­тулка явля­ется частью более круп­ной шка­тулки. Поэтому звезды опре­де­ляют жизнь людей, и, зная язык звезд, можно понять волю богов. Не зря же в древ­но­сти мно­гие народы обо­жеств­ляли звезды. Так было, по дан­ным У. Сал­ли­вана, и в Андах.

Почему тиа­у­а­на­канцы стали счи­тать при­шель­цев сво­ими пред­ками? Воз­можно, потому, что те дей­стви­тельно ими были. (Об этом я раз­мыш­ляю в мате­ри­а­лах о кам­нях Ики.)

По какой при­чине кос­мо­нав­тов стали изоб­ра­жать с пото­ками влаги, исхо­дя­щими из глаз? Веро­ятно, это свя­зано с какой-то осо­бен­но­стью их сна­ря­же­ния, в част­но­сти, шлема ска­фандра – кос­ми­че­ского или под­вод­ного, если учесть, что слез­ный эле­мент появился в период прав­ле­ния богов побе­ре­жья, кото­рые бази­ро­ва­лись под водой. Но, так или иначе, «слезы» были атри­бу­том бога. Поэтому те суще­ства, кото­рые имели отно­ше­ние к богам и тоже были боже­ствами, но более низ­кого ранга (напри­мер, вику­нья), также изоб­ра­жа­лись со слез­ным эле­мен­том в хра­мах тиа­у­а­нак­ской сферы вли­я­ния, кото­рые были посвя­щены почи­та­нию предков.

Но почему, если слез­ный эле­мент – это не слезы, а знак при­над­леж­но­сти к богам, боги вне цар­ства мерт­вых на моно­ли­тах Конко-Ванкане изоб­ра­жа­ются без него? На дан­ный вопрос у меня нет ответа. Могу только пред­по­ло­жить, что это опять же свя­зано с рели­ги­оз­ными посту­ла­тами побе­ре­жья, в соот­вет­ствии с кото­рыми и были выпол­нены сюжет­ные ком­по­зи­ции на моно­ли­тах Конко-Ванкане. А потом, может, слез­ный эле­мент – это все же и знак скорби тоже?

Трудно ска­зать, созда­вали ли боги вме­сте с анд­ским чело­ве­ком живот­ных. Ско­рее всего. А неко­то­рых из них – навер­няка, напри­мер, вику­нью. Не зря же ее назы­вают даром богов. Без вику­ньи в горах, где трудно добыть или вырас­тить про­пи­та­ние, люди не выжили бы. Видимо, поэтому вику­нья была дана богами в дар людям – их детям, и во вре­мена богов горцы об этом знали, как знали и жители побе­ре­жья, что куку­рузу, огурцы, маниоку и пр. им дали боги, о чем сви­де­тель­ствуют легенды и мифы и, в част­но­сти, мифы о Пача­ка­маке. Поэтому-то голо­вой вику­ньи закан­чи­ва­ются мно­гие из лучей, исхо­дя­щих от головы Бога с жез­лами цар­ства Уари, а на моно­лите Хин­чун­кале Конко-Ванкане вику­нья даже пред­стает в образе пла­чу­щего боже­ства вер­хов­ного ранга (божества-корабля) – с кры­льями, голо­вой пумы и жез­лом власти.

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ

 

1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ

 

ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС

 

2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ

 

3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА

 

4. ПИРАМИДА АКАПАНА

 

5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ

 

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ

 

6. КЕРИКАЛА

 

7. ХРАМ ПУТУНИ

 

8. ВРАТА СОЛНЦА

 

АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА

 

9. ВРАТА ЛУНЫ

 

10. ПУМА-ПУНКУ

 

ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

ПИРАМИДА АКАПАНА

Один из главных объектов Тиауанако – так называемая «пирамида» Акапана. В действительности же, если придерживаться строгих геометрических определений, никакой пирамидой она не является. По сути, это – искусственный холм неправильной формы высотой около 15 метров, облицованный каменными блоками.

На языке аймара, акапана означает место, где люди гибнут. Это строение доминирует в Тиауанако. Пирамида Акапана – насыпной курган, с размером стороны основания около 200 метров, с проекцией имеющей трехступенчатую форму с широкой стороной, обращенной на восток, а узкой – на запад. Первоначально он представлял собой ступенчатую пирамиду из земли, грани которой были облицованы большими плитами из андезита. На вершине пирамиды был устроен бассейн крестообразной формы, причем каж-дая сторона его имела форму трехступенчатой пирамиды. Подобно многим пирамидам, Акапана была с большой точностью ориентирована по неким ключевым направлениям. Но в течение веков, прошедших после конкисты, об-лицовочные плиты были использованы в качестве строительного материала и до нашего времени сохранилось около 10% облицовки. В глубине пирамиды обнаружена сложная сеть зигзагообразных каналов, выложенных камнем. Каналы очень точно выравнены по углу и состыкованы с точностью до полумиллиметра. Вода в эти каналы подавалась вниз из бассейна на вершине. Стекая с одного уровня на другой вода достигала рва, окружавшего пирамиду. (Эти мотивы также сходны с комплексом в Гизе: там также вода (Нил) протекает очень близко к пирамидам; тоже самое и в Теотиуакане.) Назначение этих, выполненных с величайшей точностью и старанием трубопроводов не ясно. Высказывались предположения, что каналы пирамиды связаны с культом дождя или реки. Из-за значительных разрушений не выяснено и назначение самой пирамиды.

Отличительной особенностью Акапаны является то, что на ее вершине имеется внушительное углубление. Историки решили, что индейцы (которых они и считают создателями «пирамиды») сделали тут специальный пруд для каких-то своих ритуальных обрядов. Эту идею и запечатлели на макете для туристов, который размещен неподалеку от входа в комплекс…

Неким «косвенным подтверждением» своей идеи о пруде на холме, историки считают систему водоводов, обнаруженных на Акапане в ходе раскопок.

Но, во-первых, эта система могла служить просто для отвода с вершины холма обычной дождевой воды. Например, в Пуму-Пунку тоже есть аналогичная система водоводов, но на реконструкциях никто никакого пруда там не рисует – нет углубления.

Во-вторых, не только в Боливии, но и в мире нигде ничего подобного больше нет. Никто и никогда не создавал пруды на холмах.

И в-третьих, зачем бы индейцам понадобилось делать пруд именно на вершине «пирамиды», когда его можно было сделать внизу и не мучиться с подъемом воды?.. Абсолютно нерационально. Тем более, что совсем рядом есть так называемый «Полуподземный Храм», заглубленный ниже уровня поверхности земли. Так почему бы не сделать пруд вместо него или рядом с ним?..

На самом деле, углубление на Акапане гораздо больше похоже на воронку от взрыва. Причем если ориентироваться на глубину воронки, составляющую около семи метров, то это – последствия очень мощного взрыва. А если учитывать вытянутую форму углубления (примерно сорок на восемьдесят метров), то есть смысл говорить даже о целой серии взрывов.

Воронка на пмрамиде Акапана

Воронка на вершине Акапаны

На мысли о взрыве наводят и огромные гранитные блоки, которые валяются вокруг воронки в таком же хаотическом беспорядке, как и блоки на Пума-Пунку. Часть из них – то ли археологи, то ли еще индейцы – подняли и поставили «на попа», видимо, ориентируясь на прежний вид соседней Каласасайи, которая представляла из себя частокол вертикально стоящих каменных столбов. Но и это не устранило общей картины хаоса блоков, расположенных как непосредственно рядом с воронкой, так и по склонам Акапаны.

Вдобавок, качество обработки многих из разбросанных блоков указывает на их изготовление вовсе не индейцами, а высоко развитой в техническом отношении цивилизацией…

При этом яма на вершине Акапаны – это воронка именно от взрыва, а вовсе не от падения какого-то метеорита. Еще можно как-то представить себе метеорит, случайно попавший абсолютно точно в древнее сооружение Пума-Пунку. Но когда два метеорита попадают ровно по центру двух сооружений, отстоящих друг от друга всего на километр – это просто фантастика!.. Подобные «совпадения» не могут быть случайностью. Речь может идти только о сознательном и целенаправленном разрушении. Тем более, что и на территории соседней страны – в Перу – также есть объекты, которые подверглись целенаправленному разрушению, имеющему признаки взрывов.

Блоки на вершине пирамиды Акапана

Блоки вокруг воронки Акапаны.

Аналогичный беспорядок разрушений сохранился и в тех местах на восточной стороне Акапаны, которые археологи только начали расчищать от грунта, но еще не успели (или не стали) реконструировать. Там, где камни не расставлены и не разложены ими заново, хаос абсолютно аналогичен тому, что можно наблюдать на Пума-Пунку.

Бросается в глаза весьма сильная эрозия нижнего уровня облицовки Акапаны. Хоть кладка и выполнена тут не из твердых магматических пород, а из песчаника, все равно для столь сильного обветшания блоки должны были подвергаться воздействию эрозии очень длительное время. Особенно если учесть, что они находятся ниже современного уровня поверхности земли (их только что откопали археологи), и сколько времени они находились в засыпанном состоянии (соответственно и не подвергались воздействию эрозии) – неизвестно.

Ныне у историков принято считать, что закат тиауанакской цивилизации пришелся на XII век нашей эры. Этим временем они и датируют, соответственно, тот момент, когда комплекс Тиауанако, как они считают, был заброшен. Однако, на мой взгляд, это абсолютно не соответствует ни имеющейся степени эрозии блоков кладки Акапаны, ни другим фактам, которые будут рассмотрены чуть далее...

Название «Тиауанако» означает «Мертвый город» и восходит ко временам инкской империи, когда в городе уже никто не жил. Инки были уверены, что Тиауанако был построен высшим божеством – богом Виракочей.

Когда испанцы пришли в эти места, они застали уже полные руины. А в хрониках испанского конкистадора Педро Сьеза де Леона, посетившем Тиауанако в 1549 году можно прочитать следующие строки:

«Я спросил у местных жителей, возникли ли эти сооружения при инках, но они засмеялись и объяснили, что это произошло задолго до правления инков, причем, как они слышали от предков, все, что можно здесь увидеть, возникло внезапно, за одну ночь...»

Следует отметить, что совсем уж буквально данные слова воспринимать не стоит. Здесь запросто могут быть погрешности перевода. Ведь и в русском языке есть, например, выражение «в одночасье», которое означает лишь «очень быстро», но никак не дословно «за один час». Так что и слова инков «за одну ночь» могут означать очень большую скорость строительства, а вовсе не ровно одну астрономическую ночь…

Кладка на вершине пирамиды Акапана Пума-Пунку

Кладка на восточной стороне Акапаны.

Испанские хронисты склонны были полагаться на утверждения местных индейцев о том, что это строили вовсе не во времена инков, поскольку у испанцев – также как и у современных «альтернативщиков» – возникали вполне закономерные вопросы о технологии строительства в таком месте, где из-за разреженности воздуха не то что работать, но и просто дышать трудно, ведь Тиауанако находится на высоте 4115 метров над уровнем моря. Недаром это место иногда называют «американским Тибетом».

Между тем древние строители умудрялись и в таких условиях каким-то образом доставлять песчаник из каменоломен, расположенных в пятнадцати километров от комплекса. А андезит, который тут также использовался, поступал в Тиауанако из еще более отдаленных мест – за все шестьдесят километров!..

Впрочем, один из хронистов XVI века записал местное предание, согласно которому каменные блоки поднимались над землей чудесным образом – «они взлетали в воздух под трубные звуки» – и таким образом переносились на место.

Можно, конечно, увидеть в этом предании отражение того пласта древних легенд самых разных народов, где говорится о воздействии на гравитацию с помощью звука. Определенные наработки в поисках таких технологий уже имеются – небольшие предметы «подвешивают в воздухе» над источником ультразвука.

Но можно взять и более простой вариант – древняя высокоразвитая цивилизация, которая и была автором сооружений в Тиауанако, перемещала блоки по воздуху с помощью грузовых летательных аппаратов, издававших в полете характерный звук, который и запечатлелся в памяти очевидцев…

Сегодня, одна из главных достопримечательностей Боливии доколумбовой эпохи - пирамида Акапана (Akapana) может пострадать от неумелой реставрации.

Для привлечения туристов власти решили восстановить каменную пирамиду с помощью необожженного кирпича, который, как оказалось увеличивает нагрузку на основание сооружения, и то может рухнуть. Кроме того, после изменения своего первоначального облика пирамида может быть исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Два года назад при раскопках в Тиауанако (Tiahuanaco, Tiwanaku) археологи обнаружили не тронутое расхитителями гробниц древнее захоронение: скелет мужчины, предположительно жреца или вождя, останки ламы, а также золотые украшения. Эта находка тем более уникальна, что на территории Южной Америки сложно отыскать неразграбленное захоронение доколумбового периода. После обнаружения захоронения было решено сделать этот район более популярным туристическим маршрутом, для чего и потребовалась реставрация пирамиды.

Акапана и окружающий ее древний город Тиауанако были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году как "свидетельство мощи империи, сыгравшей главную роль в развитии цивилизации доколумбовой Америки", пишет "Вокруг света". Тиауанако был центром одноименной цивилизации, существовавшей на берегах озера Титикака в XV-XII веках до нашей эры. До сих пор остается загадкой, как аборигены Южной Америки сумели построить эти сооружения из камня на высокогорном плато, поскольку некоторые блоки весят до 200 тонн. Не менее загадочен и закат культуры Тиауанако, существовавшей задолго до инкской империи на территории современных Боливии, Перу, Аргентины и Чили.

По мнению экспертов, Национальный археологический союз Боливии (UNAR) поторопился с реставрацией: до сих пор нет никаких научных свидетельств о том, что сооружение выглядело именно так, каким его представляет себе UNAR. Зато хорошо известно, что Акапана была построена из камня, а не кирпича-сырца.

По материалам: symbolizm.ru castleavia.com sv-rasseniya.narod.ru

В НАЧАЛО

THE  SAHARA GEOGLYPHS

LAST COMMENT